кафедральный собор С.-Петербургской епархии с 1858 до 1928 г. Освящен во имя прп. Исаакия Далматского, в день памяти (30 мая) к-рого род. имп. Петр I; в этот же день родились царь Феодор Алексеевич и, по преданию, блгв. кн. Александр Невский.
Замысел устройства И. с. появился у Петра I во время закладки города. В 1710 г. по указу царя 1-я, деревянная Исаакиевская ц. была переоборудована из большого амбара, в котором рисовали чертежи для «корабельного строения», на деньги, выданные Канцелярией от строений города, принадлежавшей Адмиралтейскому ведомству. 19 февр. 1712 г. в этой церкви проходила офиц. церемония бракосочетания Петра с Екатериной. Скромный храм со звонницей над притвором, увенчанной шпилем, просуществовал 7 лет.
После пожара 6 авг. 1717 г. на берегу Невы Петр I заложил вместо деревянной каменную церковь, которую возводил подрядчик Я. Нарпонов по проекту Г. И. Маттарнови; в 1719-1723 гг. строительством руководил сначала Н. Ф. Гербель, затем Д. А. Трезини. В плане собор имел греч. крест. Двухъярусную колокольню венчал шпиц по аналогии с Петропавловским собором (1712-1733), на ней установили куранты, привезенные из Амстердама. Золоченый резной иконостас изготовили мастера во главе с И. П. Зарудным. Церковь освятили в 1727 г. в присутствии Екатерины I. Однако уже в 1724 г. было усмотрено немалое «повреждение в сводах» из-за осадки почвы на берегу Невы «против глубокого места». Главным командиром Канцелярии от строений ген.-майором У. А. Сенявиным и советом архитекторов столицы было решено вместо каменных сводов поставить деревянные «прежнего манера», по сторонам для прочности устроить «каменные столбы, наподобие галереи». Здание сильно пострадало от пожара 27 июня 1735 г., после чего майор Пустошин возвел новые каменные своды и возобновил колокольню. В 1739-1742 гг. под рук. П. А. Трезини в церкви велись ремонтные работы, в частности еще раз укрепили колокольню. В 1742 г. имп. Елизавета Петровна поручила тайному советнику Микулину окончить ремонт, на к-рый соляной конторой было отпущено 2 тыс. р. В 1753 г., когда было проведено обследование здания, выяснилось, что фундамент непрочен, сваи вбиты редко, здание может упасть и должно быть разобрано. 4 авг. 1754 г. дело было внесено на рассмотрение в Сенат, но богослужения в соборе продолжались. Проектирование нового здания церкви указом Сената от 15 июня 1761 г. было поручено архит. С. И. Чевакинскому. В одном из вариантов проекта предполагалось построить новую церковь на более удаленном от Невы участке: т. о. впервые была предложена совр. планировка Исаакиевской и Сенатской площадей. Проект со сметой 71 863 р. не был реализован.
Третий И. с. был заложен 8 авг. 1768 г. и строился на прежнем месте по проекту А. Ринальди. Зодчий создал центричный, близкий к крестообразному в плане храм, увенчанный традиц. пятиглавием, с высокой 3-ярусной колокольней над притвором (предусмотренной еще проектом Чевакинского) и с отделкой в духе барокко. Ближайшим его аналогом является Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге, достроенный по проекту Ринальди в 1766-1789 гг. Работы под руководством Ринальди и А. Ф. Виста шли медленно. В конце правления имп. Екатерины II собор был только подведен под крышу, но его стены внутри и снаружи были уже облицованы мрамором. Имп. Павел I поручил быстро завершить строительство в упрощенном варианте по проекту В. Бренна (1 апр. 1798). Собор был достроен из кирпича, с одним куполом вместо 5 и 2-ярусной колокольней. Позднебарочная архитектура собора с элементами раннего классицизма не отличалась изяществом, появилась даже эпиграмма: «Се памятник двух царств,/ Обоим им приличный:/ Низ мраморный,/ а верх кирпичный». Митр. Амвросий (Подобедов) освятил храм 30 мая 1802 г. И. с. служил местом совершения торжественных богослужений, особенно выделялись церемония приведения к присяге на верность имп. Иоанну Антоновичу 23 окт. 1740 г., службы по случаю 100-летия со дня основания С.-Петербурга 16 мая 1803 г. и после заключения «всеобщего мира в Европе» 10 июня 1814 г. В наст. время от этого собора сохранилась кладка алтарной части.
В 1809 и 1813 гг. на основе программы, разработанной под рук. президента АХ гр. А. С. Строганова, объявлялись конкурсы на проекты перестройки И. с. Непременным условием императора было сохранение освященных алтарей. В конкурсах приняли участие А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Александр и Андрей Михайловы, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж.-Ф. Тома де Томон и др. Понимая, что включение старой части здания во вновь построенное приведет к неравномерной осадке и последующим повреждениям, участники конкурса предлагали полностью разобрать храм и построить на его месте новый. Император на это не согласился, и потому ни один проект не победил на конкурсах. Отказавшись от их проведения, Александр I в 1816 г. поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ ген.-лейтенанту А. Бетанкуру подыскать архитектора, готового выполнить это условие. Им стал франц. архит. О. Монферран, прибывший в С.-Петербург в 1816 г. В короткий срок он представил 24 проектных варианта в различных стилях: древнегреческом, древнеримском, романском, византийском, китайском, индийском, готическом, в 1817 г. разработал 3 варианта купольных храмов. В основу утвержденного в февр. 1818 г. проекта лег вариант 5-купольного храма с многоколонными портиками, наиболее соответствовавший крестово-купольной схеме. Одновременно с утверждением проекта была создана комиссия по перестройке И. с. во главе с гр. Н. Н. Головиным. Для успешного ведения строительных работ в 1818-1821 гг. была изготовлена модель собора из липы, груши, алебастра и бронзы высотой 2,33 м (ныне в музее Рос. АХ). 26 июля 1819 г. состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии императора. Первыми помощниками Монферрана были архитекторы В. А. Алексеев и С. И. Косолапов, каменных дел мастера Э. Руска, А. и И. Бернардацци.
Наземные строительные работы начались с установки 48 гранитных колонн 4 портиков (вес каждого монолита достигал 114 т, высота - 17 м). Идея об установке колонн до возведения стен и разработка подъемного механизма (с изготовлением модели) принадлежали Монферрану. В марте-июле 1828 г. были установлены колонны сев. портика, южного и западного - в мае-сент. 1829 г., восточного - к авг. 1830 г. На церемониях установки первой и последней колонн присутствовали члены имп. семьи; 1-ю колонну установили за 45 мин. 478 рабочих. Бронзовые капители были отлиты на заводе шотл. уроженца К. (Ч.) Н. Берда по алебастровым моделям Е. Балина (1821-1832), к 1834 г. была завершена полировка колонн, к сент. 1836 г.-монтировка капителей. В 1830-1836 гг. осуществлялось возведение стен и подкупольных пилонов. Кирпичная кладка на известковом растворе перемежалась для прочности каменными прослойками, к ней металлическими скобами крепилась мраморная облицовка. По проекту Монферрана К. Н. Берд создал оригинальную конструкцию перекрытий портиков: кирпичные своды он заменил полносборными чугунными фермами, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, с кладкой и облицовкой. В 1835 г. в проект были внесены дальнейшие изменения. Круглые в плане боковые башни сменились квадратными в плане колокольнями с 2-колонными портиками по сторонам. Были восстановлены полуциркульные ниши в юж. и сев. портиках, однако Монферран отказался от декора фриза и антаблемента. В 1836 г. приступили к сооружению внутренних перекрытий. Полуциркульные своды 3 нефов выкладывались из кирпича, стропильные конструкции выполнялись из металла. В 1837 г. было сделано основание барабана купола, к 1839 г. купеческий сын В. Яковлев установил 24 колонны центрального барабана и 32 колонны малых куполов. Доставка материалов была значительно облегчена за счет строительства 1-й железной дороги в С.-Петербурге - от пристани у наплавного Исаакиевского моста до строительной площадки (1837, на средства гжатского купца С. И. Молчанова). Проект купола был утвержден в 1838 г., работы были окончены в 1850 г.; малые купола были сооружены в 1839-1843 гг. Как и в соборе св. Павла в Лондоне (1675-1708) К. Рена, купол И. состоит из 3 частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. Все 3 оболочки имеют в основе металлические конструкции, дешевые, прочные и легкие, что стало новшеством в рус. архитектуре. Каждая из двух образована 24 чугунными фермами, причем световой фонарь поддерживают опорные конструкции конического свода, а наружный легкий купол лишь определяет пропорции собора. Для утепления здания и улучшения акустики в пространство между фермами заложили ок. 100 тыс. керамических пустотелых цилиндров (гончаров). Параболическая часть облицована медными листами с 3-кратным покрытием амальгамой (сплавом золота и ртути; 1835-1841) с последующим выпариванием ртути над жаровнями. 2244 стекла для барабанов были изготовлены в 1841-1844 гг., громоотводы безвозмездно спроектировал в 1839 г. акад. Э. Х. Ленц.
И. с. является символом С.-Петербурга и славы Российской империи. Это важнейшая градостроительная доминанта, определившая панорамы 3 площадей: Исаакиевской, Сенатской и Мариинской. Окружающее собор открытое озелененное пространство, а также близость Невы позволяют в полной мере оценить его масштаб и формы. Площадь И. с. 10 862 кв. м, высота 101,5 м (внутренняя высота 93 м), длина 111,3 м, ширина 97,6 м. По размерам И. с. занимает 3-е место в Европе после собора св. Петра в Риме и собора ап. Павла в Лондоне, по габаритам купола (поперечник внутреннего купола 22 м) - 4-е место после тех же храмов и собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (купол 1420-1436, Ф. Брунеллески). И. с. может вместить от 12 до 15 тыс. чел., по расчетам Монферрана - 7 тыс. чел.
У И. с. 5 куполов, в его внешнем облике доминирует огромный центральный купол, завершенный вызолоченным фонариком. Купол установлен на высоком барабане, опирающемся на 4 подкупольных пилона. К квадратному в плане центральному компартименту с востока примыкает алтарь храма Ринальди, повторенный с запада таким же объемом. И. с. имеет существенное удлинение по продольной оси, но во внутреннем пространстве это не заметно. Здесь четче выражены поперечные оси сев. и юж. подкупольных рукавов, а также примыкающих с запада и востока пространств, перекрытых поперечными цилиндрическими сводами, лишь слабо прорезанными зап. и вост. подкупольными рукавами. В результате внутреннее пространство И. с. с трудом воспринимается как цельное, а роль огромного купола сведена к минимуму. Фасады оформлены 4 портиками коринфского ордера. Главный вход устроен в зап. портике; кроме него было сделано еще 6 входов: 2 больших с севера и юга, к-рые используются в наст. время, и 4 малых боковых, расположенных в нишах. Углы здания выделены пилястрами, стены прорезаны 8 большими арочными окнами. С целью экономии отказались от позолоты барабана купола, антаблемента и аттика, а также от устройства ограды и установки колоссальных скульптурных групп 4 христ. добродетелей. Тем не менее по богатству и качеству художественного оформления собор относится к самым известным памятникам мирового церковного зодчества.
Стилистика И. с. выдержана в духе позднего классицизма, переходящего к историзму (прежде всего неоренессансу) в его западноевроп. интерпретации. Будучи ориентированным на «большие соборы» Европы XVII-XVIII вв., прежде всего на собор ап. Павла в Лондоне и храмы франц. неоклассицизма, уже в стадии проектирования и особенно вслед. длительности сооружения И. с. стал архаичной для своего времени постройкой. Его архитектура завершила эпоху рус. классицизма, но не открыла новой; освящение собора пришлось на период максимального торжества «русско-византийского стиля» К. А. Тона, однако элементы, традиционные для православного храмостроительства, кроме пятиглавия и центричной композиции, в соборе не выражены. Пятикупольное завершение встречалось в данную эпоху и при возведении инославных храмов (лютеран. Николаевский собор в Гельсингфорсе, ныне Хельсинки, 1830-1852, К. Л. Энгель, Э. Лорман; вероятно, под влиянием проекта И. с.) и светских сооружений (обсерватория в Мадриде, 1790-1846, Х. де Вильянуэва). Венчающая часть собора, его планировка, оформление коринфскими портиками, наконец, объемно-пространственная композиция во многом восходят к ц. св. Женевьевы (Пантеон) в Париже (1764-1790, Ж. Ж. Суффло), в свою очередь продолжившей в неоклассицистической храмовой архитектуре линию Ж. Лемерсье и Ж. Ардуэн-Мансара. Мотив колоннады коринфского ордера с барельефами во фронтоне портика, выполненными работавшим затем в С.-Петербурге Ф. О. Лемером, доминирует в композиции ц. св. Марии Магдалины (Мадлен) в Париже (1807-1842, А. Виньон). Не исключено, что конструкция металлического купола стала одним из прототипов купола амер. Капитолия в Вашингтоне (1855-1866, Т. Уолтер).
(более 350 произведений) играет особую роль в создании художественного образа здания. Стремление к поиску новых художественных образов в начале эпохи историзма в искусстве, а также реакция на лаконичный классицистический стиль определили пышное убранство собора, более соответствующее католич. традиции. Расположение скульптур по проекту Монферрана (1839) (барельефы на фронтонах, на 3 больших дверях, в нишах портиков; статуи святых на углах фронтонов, на аттике и балюстраде главного купола) согласовано с архитектурными формами. Скульпторы И. П. Витали, П. К. Клодт, Лемер, А. В. Логановский создали крупнейший в России сер. ХIХ в. скульптурный комплекс. Отливка была осуществлена в основном на заводе К. Н. и Ф. К. Берда, а также на заводах герц. Максимилиана Лейхтенбергского и Клодта.
Фронтоны портиков И. с. украшены барельефами (каждый 32×6,4 м, общий вес с арматурой ок. 320 т, отлиты на заводе Берда в 1840-1845). Сюжеты композиций изначально разработал А. Н. Оленин (согласно его записке, поданной в комиссию 15 февр. 1834): «Воскресение Христово» (сцена включена по просьбе митр. Серафима (Глаголевского)) и 3 сцены из Жития прп. Исаакия Далматского («Предсказание кончины имп. Валента прп. Исаакием» было заменено «Поклонением волхвов и пастырей»). Несмотря на просьбу Оленина и скульптора П. В. Свинцова привлечь к выполнению заказа отечественных художников, император поручил работу над композицией «Воскресение Христово» парижскому мастеру Лемеру, а на остальные композиции повелел объявить 17 апр. 1839 г. конкурс в Мюнхене. Баварский архит. Л. фон Кленце не справился с организацией конкурса, и 2 мая 1839 г. проведение конкурса перенесли в С.-Петербургскую АХ. По результатам конкурса комиссия решила предоставить работу над созданием барельефа «Поклонение волхвов и пастырей» скульптору Витали. Готовая в нач. июля 1841 г. модель композиции, сделанная Витали по эскизу К. П. Брюллова, настолько понравилась государю, что он решил поручить скульптору исполнение барельефа «Избавление прп. Исаакия из цепей св. Феодосием Великим». Еще один барельеф, «Прп. Исаакий останавливает имп. Валента, идущего на брань против готов», исполнил Лемер. Установка барельефов была завершена 25 дек. 1845 г. Размещенные на вост. и зап. фронтонах барельефы с житийными сценами прп. Исаакия были «осовременены» включением туда лиц, причастных к строительству И. с.: Монферрана (лежащая фигура в рим. тоге в углу зап. фронтона, держит в руках модель храма), П. М. Волконского, министра двора, возглавившего Комиссию по строительству собора, и Оленина (изображены в виде вельмож-благотворителей Виктора и Сатурнина). Имп. Феодосий с супругой, благословляемые прп. Далматием, ассоциировались с имп. Николаем I и его супругой Александрой Феодоровной, но намеренно не имели портретного сходства. На северной двери установлен скульптурный образ небесного покровителя собора прп. Исаакия в одеянии великосхимника (скульптор Витали). Он сходен с мозаичной иконой в местном ряду главного иконостаса (худож. Т. А. Нефф) и отличается от нее лишь отсутствием в свитке чертежа храма.
Представленная в основных композициях на барельефах фронтонов главная тема наружного убранства - прославление Спасителя (на северном фронтоне - «Воскресение Христово», на южном - «Поклонение волхвов и пастырей») - дополнена сценами из земной жизни Христа на юж. и сев. портиках. Над большими входными дверями и по их сторонам в полуциркульных нишах расположены сюжеты: «Ангелы возвещают пастырям о Рождестве Христовом» и «Избиение младенцев» (1844-1845, зап. и вост. ниши юж. портика, скульптор Логановский); «Бегство в Египет» (юж. двери, скульптор Витали); «Несение креста» и «Положение во гроб» (1844-1847, вост. и зап. ниши сев. портика, скульптор Клодт).
Художественное оформление фронтонов довершают скульптуры 12 апостолов. Их исполнение предполагалось заказать Н. С. Пименову и Логановскому, но эскизы Монферран не одобрил, и по решению комиссии 11 апр. 1843 г. контракт заключили с Витали. К 11 февр. 1844 г. он изготовил модели, к кон. 1847 г. было отлито 9 фигур высотой 4,6 м и весом 11,2 т каждая; 3 фигуры для сев. портика - гальванопластическим способом на заводе герцога Лейхтенбергского. Четыре апостола (евангелиста) изображены сидящими, их фигуры венчают фронтоны: западный - ап. Марка, южный - ап. Матфея, восточный - ап. Луки, северный - ап. Иоанна; рядом с каждым соответствующий символ - лев, ангел, телец и орел; в раскрытых книгах - начальные слова каждого из Евангелий. Восемь апостолов изображены стоящими по углам фронтонов с атрибутами, мало распространенными в правосл. искусстве: ап. Петр - с 2 ключами; ап. Павел - с орудием казни - мечом (скульптура исполнена при участии ученика Витали Бульи); ап. Андрей - с Х-образным крестом; ап. Фома - с угольником архитектора; ап. Иаков, брат Господень,- с омофором и Евангелием; ап. Симон Зилот - с пилой, орудием мученичества; ап. Филипп - с высоким крестом; ап. Варфоломей - в шапке, со скребком и с крестом (по преданию, после распятия на кресте с него была содрана кожа).
На фризе фронтонов укреплены надписи: на северном - «Господи, силою Твоею возвеселится царь»; на южном - «Храм Мой храм молитвы наречется»; на восточном - «На Тя Господи уповахом да не постыдимся во веки»; на западном - «Царю царствующих».
На балюстраду купола помещены 24 статуи ангелов (1839-1840, скульптор И. Герман; по первоначальному проекту Монферрана предполагалось разместить 24 статуи святых). По замыслу членов Синода, архангелы и ангелы изображены с различными символами и атрибутами: 6 ангелов - с атрибутами Страстей Христовых (терновым венцом, губкой, гвоздями, копьем, крестом, Нерукотворным образом); 3 ангела и архангел - с сосудами, символами омовения и очищения от грехов; 2 - со свитками, символизирующими данные Богом законы; арх. Иегудиил - с венцом и мечом; арх. Гавриил - с лилией; арх. Михаил - с огненным мечом; ангел с весами символизирует правосудие Спасителя; ангел с лестницей - нравственное восхождение; ангел с розами - милосердие; архангел с хоругвью и драконом - победу над силами зла. Четыре ангела и 4 архангела крестообразно препоясаны орарем. За образцы скульптур были взяты отливки с античных статуй, хранившихся в АХ. Важную роль во внешнем виде постройки играют 4 группы ангелов со светильниками (скульптор Витали) по углам собора. Они были исполнены по проекту Монферрана (1850) и эскизам К. А. Молдавского; установлены в 1855 г. К светильникам был подведен газ, на великие христ. праздники зажигались факелы.
Представленный Монферраном 30 дек. 1840 г. проект наружных дверей получил одобрение императора с условием изготовить их на заводе герцога Лейхтенбергского гальванопластическим способом; руководил работами изобретатель этого способа акад. Б. С. Якоби. 7 нояб. 1844 г. государь утвердил окончательный проект Монферрана. В 3 бронзовых дверях собора, композиционно напоминающих вост. Райские двери (Porta del Paradiso) флорентийского баптистерия работы Л. Гиберти, размещены 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста; по величине они не имели аналогов в Европе (площадь 42 кв. м, вес каждой скульптуры ок. 20 т). Контракт на изготовление статуй и многофигурных вставок был заключен 22 дек. 1845 г. с Витали (из-за его болезни работы затянулись до нояб. 1849), к-рому помогали скульпторы Р. К. Залеман и А. Н. Беляев. Рельефные изображения заключены в рамки и образуют пластические кессоны, на к-рые «разбита» каждая створка дверей. Кессон обрамлен фигурами-вставками и скульптурными бюстами в круглых медальонах. На юж. дверях представлены композиции: на правой створке - события из Жития равноап. кн. Владимира, на левой - блгв. кн. Александра Невского; на северных - Жития прп. Исаакия Далматского и свт. Николая Чудотворца; на западных - апостолов Петра и Павла. В нижних ярусах кессонов установлены парные изображения ангелов с крестами, в верхних помещены евангельские сюжеты: на юж. дверях - «Беседа отрока Иисуса с книжниками в храме», «Сретение»; на западных - «Нагорная проповедь», «Исцеление расслабленного» и «Воскрешение Лазаря»; на северных - «Истязание Христа» и «Се Человек» (скульптор Витали); на нестворчатой части сев. двери - «Вход Господень в Иерусалим» (скульптор Клодт).
Звонницы располагались в 4 малых куполах по сторонам большого. Валдайским мастером И. М. Стуколкиным было отлито 11 колоколов. Самый большой из них (в т. ч. в столице), на сев.-зап. колокольне, весил 1860 пудов (ок. 29 т), имел изображение прп. Исаакия Далматского и портреты в медальонах императоров Петра I, Павла I, Александра I, Николая I и имп. Екатерины II. В сев.-вост. башне находился воскресный колокол весом более 976 пудов (ок. 16 т), в юго-западной - полиелейный весом 663 пуда (ок. 11 т), на северо-западной - 8 колоколов различной величины. В штате собора состояли 16 звонарей. Звон собора оценивался как «сильный, но приятный и музыкальный».
Оформление интерьеров И. с. осуществлялось в 1841-1858 гг. Первоначально проект декоративного убранства был заказан архит. Л. фон Кленце, к-рый предложил в целях усиления освещенности пробить отверстия, сбить часть карнизов, заделать ниши; скульптурные украшения и лепной декор по его проекту отличались большим количеством мелких деталей. Член Комиссии по построению И. с. Монферран указал на недопустимость ломки частей готового здания, а также на то, что внутреннее убранство должно быть «великолепно, благородно и богато». Он предложил свой проект и, чтобы обезопасить себя от подозрений в пристрастном отношении к конкуренту, просил назначить особую комиссию для рассмотрения обоих проектов. В комиссию вошли архитекторы В. П. Стасов, К. А. Тон, А. П. Брюллов, К. И. Росси. Одобрение получил проект Монферрана, а его создатель в 1842 г. был отправлен за границу для осмотра знаменитейших храмов Европы, чтобы достойно завершить работы.
Согласно окончательному проекту Монферрана, одобренному императором 19 янв. 1843 г., в интерьере предусматривалось сочетание цветного мрамора стен и искусственного белого мрамора аттика, золоченых скульптур, мозаики и живописных произведений. Большое место в интерьере отведено декоративной скульптуре, выполненной Витали в 1845-1850 гг. с помощниками Р. К. Залеманом и В. В. Беляевым. Штукатурные и лепные работы сделаны артелью Дылёвых (1846-1850), позолота - Е. Скворцовым (1851-1856). Пластическое убранство составляют фигуры ангелов, пророков, апостолов, расположенные на сводах и в барабане купола. Одно из скульптурных изображений ангелов в барабане купола имеет сходство со скончавшейся в то время вел. кнг. Александрой Николаевной. В восточной части собора преобладают изображения церковных атрибутов и церковной утвари. Основные скульптуры и орнамент исполнены в 1844-1850 гг. из золоченого металла (бронзы и меди) гальванопластическим способом Якоби, позволявшим изготовить скульптуру полой внутри.
Работы по камню производились с такой тщательностью, что трудно увидеть соединения отдельных элементов и швы между деталями. Широкий диапазон использованных материалов и художественные достижения мастеров в области камнерезного искусства сделали собор сокровищницей рус. цветного камня. В марте 1850 г. работы по мрамору были поручены Имп. Петергофской гранильной фабрике, часть из них фабрика передала подрядчику Н. К. Дершау; последний завершил работы 11 марта 1855 г., а Петергофская фабрика - 30 июля 1856 г. Филенки, медальоны и меандры выполнены из итал. мрамора: желтого из месторождений близ Сиены и зеленого из месторождений близ Генуи с включением красного с темными прожилками мрамора «гриотто» из Юж. Франции. Фризы исполнены из «шокшинского порфира». Огромными плитами из этого же камня выложены пол солеи, ступени, внутренняя сторона иконостаса, фриз большого антаблемента. Из розового тивдийского (белогорского) мрамора (Карелия) выполнены каннелированные пилястры коринфского ордера, определяющие основной тон декоративного решения интерьера. В обрамлении тивдийского камня размещены прямоугольные, вытянутые по горизонтали филенки и круглые медальоны из соломенской брекчии (Карелия). Облицовка мраморными блоками доходит до большого карниза. Нижние части стен оформлены черным нигозерским сланцем (Карелия), подчеркивающим светлые тона облицовки белым мрамором серавеццо и розовым тивдийским (высота 1,40 м, толщина ок. 20 см). Пол выложен серым рускельским мрамором (этим же мрамором были облицованы стены 3-го И. с.), в подкупольной части - розетка из тивдийского мрамора.
Центральная часть главного иконостаса имеет форму триумфальной арки по образцу Петропавловского и Троицкого (Александро-Невской лавры) соборов в С.-Петербурге и оформлена коринфской колоннадой. Облицовка иконостасов (в т. ч. отделка ниш пилонов, детали балюстрады перед главным иконостасом) выполнена из белоснежного статуарного итал. мрамора. Для облицовки колонн большого иконостаса использовались поделочные камни малахит и лазурит. Закрепленные на бронзовых основаниях колонн небольшие пластинки этих камней так тщательно подобраны по рисунку и цвету, что колонны производят впечатление монолитов, хотя представляют собой бронзовые барабаны на чугунных цилиндрах. Малахитовые вставки, оформляющие цоколь главного и 2 малых иконостасов, демонстрируют различные рисунки в наборе малахита (поставки конторы П. Н. Демидова, 1843-1844). Две центральные колонны большого иконостаса облицованы пластинами бадахшанского лазурита на Петергофской гранильной фабрике. В таких количествах, как в И. с. (80 пудов), лазурит более нигде не применялся. Бронзовые царские врата изготовлены фирмой «Никольс и Плинке» в 1853-1857 гг. Над аркой главного иконостаса возвышается скульптурная композиция «Христос Царь славы» с предстоящими святыми (скульптор Клодт). В аттике над царскими вратами выполнена роспись «Спас Нерукотворный» (худож. Т. А. Нефф). Иконостасы малых алтарей смещены к востоку в сравнении с центральным, они увенчаны золочеными скульптурными группами: «Воскресение Христово» - в приделе вмц. Екатерины и «Преображение Господне» - в приделе блгв. кн. Александра Невского (скульптор Н. С. Пименов). Сев. и юж. двери главного алтаря устроены в стенах, отделяющих его от маленьких по площади приделов. Кроме образов Спасителя и Божией Матери, «Тайной вечери» и храмового образа прп. Исаакия в иконостасе представлены образы небесных покровителей царствующего дома. В 1-м ряду - святые, соименные императорам и императрице, при которых сооружались храмы прп. Исаакия: свт. Николай Чудотворец, апостолы Петр и Павел, блгв. кн. Александр Невский, вмц. Екатерина (ныне мозаики по оригиналам Неффа). Во 2-м ряду изображены покровители членов семьи имп. Николая I: святые кн. Владимир и кнг. Ольга, Мария Магдалина и Александра, Николай Кочанов, арх. Михаил, праведные Анна и Елисавета, имп. Константин и имп. Елена (ныне мозаики по оригиналам Ф. П. Брюлло). В 3-м ряду находится 10 живописных икон ветхозаветных праотцев и пророков (худож. С. А. Живаго, он же автор «Тайной вечери»). Иконы придельных иконостасов написали К. Дузи и Н. А. Майков.
Нетрадиционно размещены иконы праздников в 20 нишах на стенах храма, в мраморных, богато орнаментированных рамах, под к-рыми - филенки бордового мрамора с выложенными золоченой бронзой текстами праздничных тропарей. Неффу принадлежат иконы-картины: «Рождество Богородицы», «Сошествие Св. Духа на апостолов», «Вознесение Господне», «Введение Богородицы во храм», «Воздвижение Креста», «Спаситель посылает Свой образ Авгарю», «Покров Богородицы»; нем. худож. К. А. Штейбен написал: «Распятие», «Положение во гроб», «Вход Господень в Иерусалим», «Воскресение Христово», «Святые Иоаким и Анна», «Рождество св. Иоанна Предтечи» и «Взятие на небо Богородицы»; из 6 икон-картин профессора Флорентийской академии Ч. Муссини сохранились «Крещение Господне», «Обрезание Господне» и «Сретение».
Главенствующая роль в оформлении здания отведена живописи. Добиваясь принятия собственного проекта оформления собора, Монферран высказался против идеи Кленце поручить художественные работы нем. худож. Шрандорфу, который должен был выполнить их на медных вызолоченных досках в технике энкаустики. Полагая, что в России достаточно своих художников, «коим можно поручить важные работы с полной уверенностью, что оные произведены будут хороши» Монферран нашел наиболее приемлемым применение франц. техники масляной живописи по специальному грунту (на обработанные пемзой стены наносили теплую воскомасляную мастику с добавлением свинцовых белил). Расписывали храм в 1841-1854 гг. 22 художника, преимущественно выпускники АХ, а также иностранные мастера. Из более чем 200 произведений живописи треть работ съемные: иконы, написанные маслом на холсте, в т. ч. наряду с мозаиками из состава 3 иконостасов собора, а также картины, вставленные в ниши пилонов иконостасов. 17 нояб. 1843 г. 10 художников представили государю 74 эскиза росписей, из к-рых, в частности, он одобрил все работы П. В. Басина и ни одной - К. П. Брюллова.
Монументальная живопись заполняет купол, простенки между окнами барабана, большие центральные и боковые своды, аттик над большим карнизом, 4 внутренних купола, не выраженных в наружной архитектуре здания. 12 произведений Ф. А. Бруни для И. с. были высоко оценены современниками, Монферран сопоставлял его работы с росписями Сикстинской капеллы и византийским искусством. Плафонные росписи «Страшный Суд» и «Видение прор. Иезекииля» симметрично размещены в сложных по конфигурации плоскостях сводов. Центры обеих композиций акцентированы фигурами Спасителя и прор. Иезекииля, представленными в одинаковых позах, что обеспечивает ритмическую связь произведений. По тому же принципу расположены в аттике одна напротив другой работы Бруни «Потоп» и «Жертвоприношение Ноя после потопа». Они отличаются монохромностью в сравнении с яркими по цвету плафонными композициями на затемненных сводах. Размещенные в аттике главного алтаря сцены «Сотворение мира», «Неверие Фомы», «Омовение ног», «Явление Христа апостолам по воскресении» соотносятся с росписями в плафонах «Св. Дух в окружении серафимов» и «Введение Первородного во вселенную» (Евр 1. 6), «Солнце, луна и звезды. Ангелы», «Создатель благословляет Свое творение».
П. В. Басин по картонам Брюллова в 1849-1852 гг. расписал барабан и паруса купола: изображения 12 апостолов, 4 евангелистов и 4 композиции «Страсти Христовы» в пандативах («Лобзание Иуды», «Несение Креста», «Се Человек (Христос перед Пилатом)» и «Бичевание Христа»; 2 последних по собственным эскизам). Позднее часть их была переведена в мозаики. Басин выполнил наибольший объем монументальных работ: над юж. дверями он написал огромную «Нагорную проповедь» (переписана им из-за плохой сохранности в 1854), близкую по цветовой гамме к симметрично расположенному «Чудесному насыщению пятью хлебами» Е. А. Плюшара, полностью расписал малые приделы: в левом приделе написал сюжеты из Жития св. Александра Невского, а также создал композицию на плафоне (к 16 июля 1851) «Господь Вседержитель, несомый ангелами»; в правом приделе представил образы великомучеников Георгия и Димитрия Солунского, великомучениц Екатерины и Варвары; на плафоне (к 15 дек. 1851) - «Вознесение Богородицы». По словам Монферрана, «весьма счастливо, что при разнообразии талантов художников в произведениях их господствует гармония». Росписи на темы кн. Бытие (в зап. части храма) выполнили Плюшар, Н. М. Алексеев, Ф. С. Завьялов, П. М. Шамшин, А. Т. Марков, Штейбен. Евангельский цикл (в вост. части) составляют 4 произведения В. К. Шебуева в предалтарном пространстве: «Воскрешение сына вдовы наинской», «Спаситель благословляет детей», «Воскрешение Лазаря» и «Спаситель в доме Марфы и Марии»; 6 работ Алексеева: «Исцеление слепорожденного», «Покаявшаяся грешница», «Исцеление расслабленного», «Христос спасает утопающего апостола Петра», «Брак в Кане Галилейской» и «Исцеление прокаженного»; «Притча о блудном сыне» и «Притча о милосердном самарянине» В. К. Сазонова; «Притча о семени и сеятеле» и «Притча о званых и незваных» А. Никитина. Н. А. Майков выполнил 4 плафона на темы христ. добродетелей: «Вера», «Надежда», «Любовь» и «Премудрость». Наряду с живописью в оформлении И. с. широко использована мозаика как техника, более устойчивая к колебаниям температуры и влажности. По возвращении Монферрана в Россию после командировки 1842 г. он предложил заменить нек-рые живописные произведения, украшающие собор, мозаичными копиями в римской технике (в основе прямоугольный модуль). В 1847 г. художники В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, С. Т. Фёдоров были командированы в Рим для изучения мозаичного дела в мастерской М. Барбери. После 4-летнего обучения они возвратились в Россию и в 1851 г. приступили к изготовлению мозаик. Первой мозаикой И. с. стала икона Спасителя для местного ряда главного иконостаса, изготовленная художниками А. Н. Фроловым, М. И. Щетининым с живописного оригинала Неффа. К 1861 г. были исполнены все мозаики 1-го ряда иконостаса, началась работа над мозаиками 2-го и малых иконостасов. Мозаики И. с. имеют коллективное авторство. Первоначально предполагалось заменить мозаичными копиями только живописные картины иконостасов, позднее в связи с неудовлетворительным состоянием живописи были выполнены мозаики для замены росписей в центральной части - 4 картин с изображением «Страстей Христовых» и 4 образов евангелистов в парусах И. с. Лучшими мозаиками считаются «Великомученица Екатерина» в иконостасе юго-вост. алтаря и «Тайная вечеря» в главном иконостасе. Мозаики И. с. получили высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г.: отмечалось, что изготовление смальт на рус. мозаичном заводе «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе» (Бутиков, Хвостова. 1979. С. 123). Работы по исполнению мозаичных копий велись до 1914 г. За это время были выполнены мозаики общей площадью ок. 600 кв. м. Мозаичные композиции И. с. создавались под рук. Бруни и Фролова.
В размер запрестольного окна был установлен витраж нем. работы (мастерская М. Э. Айнмиллера, Мюнхен, 1841-1843) с образом Воскресшего Спасителя в облаках, написанного в пасхальных красных одеждах (площадь 28,5 кв. м). Организовал изготовление витража и разработал для него раму фон Кленце.
Золотая утварь весом 32,5 кг, частично изготовленная фирмой «Никольс и Плинке» за 17,5 тыс. р., включала литургический прибор, лжицу с агатом и бриллиантами, подаренную вел. кнг. Марией Николаевной, пудовый оклад Евангелия. Из серебра были сделаны 26 крупных вещей (в т. ч. дарохранительница, 7 семисвечников, 6 паникадил перед иконами 1-го яруса иконостаса той же мастерской), 89 предметов, среди них - литургический набор, подаренный Николаем I, из мастерских П. И. Сазикова (кроме того, из собственного серебра Сазиков предоставил 57 вещей) и Ф. А. Верховцева (предоставил 28 вещей). Верховцев изготовил 12-пудовую гробницу для плащаницы (автор образа на плащанице - Шамшин). К 60-м гг. XIX в. золотых и серебряных предметов утвари насчитывалось 215. Ризница «из 10 перемен» на 90 тыс. р. была оплачена из средств имп. кабинета. Освещался храм 7 люстрами из позолоченной бронзы.
Освящение И. с., имевшее значение общероссийского торжества, совершил 30 мая 1858 г. митр. Григорий (Постников) в присутствии имп. Александра II, имп. двора и духовенства всех церквей С.-Петербурга, к-рое участвовало в крестном ходе от И. с. к Казанскому собору и обратно. Вокруг были выстроены войска в полной парадной форме. Хор состоял из 1200 певчих. Церемония началась в 9 ч. утра, а окончилась ок. 16 ч. Приделы вмц. Екатерины и блгв. кн. Александра Невского были освящены 1 и 8 июня. И. с. стал кафедральным храмом С.-Петербургской епархии и «первенствующим в империи». После ликвидации Комиссии по построению собора в 1864 г. он перешел в ведение Главного управления путей сообщения и публичных зданий, в 1871-1910 гг. находился в ведении Мин-ва внутренних дел. При соборе были учреждены должности архитектора, инспектора и организовано «техническо-художественное совещание» из 3 профессоров АХ. Под рук. акад. Е. А. Сабанеева в 1873 г. началась комплексная реставрация храма; к 1887 г. худож. Н. А. Кошелев восстановил живопись в алтарной части. В 1903 г. храм первым в столице был электрифицирован. На площади к югу от собора в 1860 г. под рук. чертежника С. Яковлева был разбит сквер (1883 кв. саж.), как и площадь, получивший название Исаакиевский. Он был перепланирован в 1865 г. «художником архитектуры по садовой части» Е. Одинцовым и полностью реконструирован садовником Р. Ф. Катцером в 1911-1913 гг.
В день освящения Синод пожертвовал И. с. крест с частью Креста Господня и частью мощей ап. Андрея Первозванного в бронзовом позолоченном ковчеге. Митр. Григорий (Постников) даровал в день освящения панагию с частицами мощей. 5 марта 1859 г. в И. с. по распоряжению митр. Григория был перенесен чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на приношения верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. Описаны случаи исцелений у иконы (в мае 2002 она возвращена на прежнее место в юго-вост. части храма). В той же части собора находились утраченные в советское время Нерукотворный образ Спасителя в богатой серебряной ризе, украшенной бриллиантами, пожертвованный в память спасения царской семьи при крушении в Борках 17 окт. 1888 г.; икона вмч. Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе - дар И. с. в 1871 г. от афонского Пантелеимоновского мон-ря.
С левой стороны собора находилась Корсунская икона Божией Матери, написанная в 1784 г. и подаренная И. с. 18 февр. 1894 г. дочерью надворного советника А. А. Алексеевой. В годы первой мировой войны по молитвам перед образом, поставленным в соборе Д. Л. Нарышкиным, были случаи исцелений солдат и офицеров, приезжавших из действующей армии.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед к-рым молился основатель собора имп. Петр I. Икону украшала риза червонного золота с крупными бриллиантами, пожалованная имп. Александром II. На аналое хранился серебряный с мощами крест, такая же панагия и 2 образа прп. Исаакия Далматского: один мозаичной работы, другой - вырезанный из слоновой кости. На них прп. Исаакий был изображен как великосхимник со свитком в руке.
К нач. XX в. в И. с. оставались от предыдущих соборов: Евангелия 1748, 1784, 1805 гг.; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1726), «Знамение» (1749), Тихвинская (1765). Кроме того, в соборе на солее хранилось 4 знамени государственного подвижного ополчения 1855 г. С.-Петербурга и губернии, еще одно знамя было в ополчениях 1812 и 1855 гг.
Приход собора был ограничен набережными Невы от Галерного (Новоадмиралтейского) канала до Троицкого моста, Марсовым полем, Мойкой до Храповицкого моста - это «лучшая и богатейшая часть города». В 1794 г. причту была передана часть бывш. Прядильного двора на Ст. Исаакиевской (Галерной) ул. Члены причта, которые были переведены в И. с. из Петропавловского в связи с приданием первому статуса кафедрального, жили на Мойке в доме наследников Воронина, между Фонарным и Прачечным переулками. В 1868 г. в приходе насчитывалось 240 дворов и 6618 чел. Дом причта (Галерная ул., 6, Конногвардейский бульвар, 5), сооруженный в 1798 г., был перестроен со стороны Конногвардейского бульвара в 1870 г. архит. М. А. Макаровым на средства, выделенные Синодом (комплекс разрушен в 2008). Собору также принадлежал дом по Вознесенскому проспекту, 6 (1764-1776, перестроен в 1893, архит. И. Н. Иорс; разрушен в 2007). Доходы собора в 1913 г. составляли 115 тыс. р., ежегодный расход - 68 858 р.
Начиная с 18 февр. 1861 г. в соборе в память об отмене крепостного права ежегодно проводилось архиерейское богослужение. В 1865 г. некоторые известные в С.-Петербурге лица, включая кн. Н. Голицына, выразили желание создать братство при соборе, однако министр внутренних дел П. А. Валуев этому воспротивился. В 1879 г. по инициативе соборного старосты (1878-1884) ген.-лейтенанта Е. В. Богдановича при И. с. было создано изд-во «Кафедра Исаакиевского собора». За 6 лет (к 1886) было издано 50 наименований тиражом 3 млн, преимущественно проповеди. Популярными были брошюры, адресованные рабочим, напр. книжки Богдановича «Русским рабочим душевное слово», благословленная св. Иоанном Кронштадтским, «Русским рабочим», посвященная событиям 9 янв. 1905 г. 20 февр. 1905 г. с кафедры И. с. выступил архиеп. Антоний (Храповицкий) с призывом бороться против революционеров.
В приходе попечением Богдановича при настоятеле прот. П. А. Лебедеве в 1883 г. была открыта бесплатная столовая, в которой ежедневно кормили до 100 чел. «Санкт-Петербургское православное Исаакиевское братство» (устав утвержден 26 окт. 1895, открыто 8 дек. 1896) было организовано по инициативе гр. И. И. Воронцова-Дашкова и его супруги Елизаветы Андреевны (впосл. председатель Совета братства) в память об их сыне Романе. Целями его были служение духовно-нравственным нуждам прихожан собора и оказание бедствующим лицам прихода материальной помощи; были созданы школа, библиотека и склад литературы по низким ценам. Школа братства, где бесплатно обучалось до 20 девочек из малообеспеченных семей, существовала с 1900 г. Графиня Е. А. Воронцова-Дашкова ежегодно жертвовала на ее содержание 1114 р.
С 1911 г. при И. с. действовало об-во хоругвеносцев. 29 авг. 1913 г. был совершен крестный ход христиан-трезвенников. 19 апр. 1916 г. открыто «убежище-мастерская» для 30 инвалидов войны, где их обучали портновскому ремеслу.
В нач. XX в. причт И. с. состоял из настоятеля собора, ключаря, 3 священников, протодиакона, 2 диаконов, 2 иподиаконов, 5 псаломщиков и 2 пономарей. Настоятелю собора было предоставлено право служения в митре. Среди известных настоятелей - прот. И. И. Воскресенский (1829-1836), прот. П. А. Смирнов (1886-1896), автор учебников по Закону Божию и истории Церкви, редактор «Церковных ведомостей», впосл. председатель Училищного совета при Синоде. В 1863-1905 гг. в И. с. служил обладавший непревзойденным басом протодиак. В. Н. Малинин. Перед революцией ключарем собора был прот. В. Плотников (впосл. еп. нмч. Венедикт). Одним из последних старост был архит. М. М. Долгополов.
До 1917 г. в И. с. совершались все торжественные богослужения по великим церковным и гражданским праздникам, большинство архиерейских хиротоний, чины Торжества Православия в 1-е воскресенье Великого поста и умовения ног в Великий четверг, шествие 1 авг. со св. крестами на Неву. 11 мая, в день святых Кирилла и Мефодия, Славянское благотворительное об-во заказывало молебен о единстве славян. 30 авг. совершался крестный ход к Александро-Невской лавре. 30 мая 1908 г. торжественно было отмечено 50-летие собора. 1 окт. 1909 г. в И. с. впервые в городе состоялась литургия со всенародным пением. В годы первой мировой войны в соборе многократно служили молебны о даровании победы русскому воинству, особенно многолюдный молебен был перед собором в 1915 г.
30 мая 1918 г. праздничную литургию в соборе возглавлял Патриарх Московский и всея России свт. Тихон. 5 марта 1922 г. по инициативе сщмч. Вениамина (Казинского), митр. Петроградского, в соборе состоялось закрытое совещание епархиального духовенства по вопросу изъятия церковных ценностей. В 1922 г., во время троекратной конфискации церковных ценностей, из храма изъяли 48 кг золота и 2200 кг серебра; изъятия происходили также в 1926 и 1928 гг., все имущество собора из золота и серебра утрачено.
С июля 1922 по 14 марта 1923 г. собор принадлежал Петроградской автокефалии, затем до закрытия стал обновленческой кафедрой. Первый раз собор закрывали весной 1927 г., окончательно - 14 июля 1928 г. на основании постановления президиума Ленсовета о его передаче Главнауке под музей; имущество было реализовано через Госфонд, сняты и переплавлены все колокола. С 1930 г. в И. с. располагался Гос. антирелигиозный музей (с 1937 с функциями историко-художественного характера). С 1930 по 1986 г. здесь находился маятник Фуко (длина 98 м). С сент. 1941 г. в соборе располагалось межмузейное хранилище, в частности экспонаты музеев из пригородов. Купола покрыли защитной краской; здание, особенно интерьеры, пострадало от бомбежек, артобстрелов, сырости и холода. Так, была смыта работа Бруни «Адам и Ева в раю» над зап. дверями (воссоздана реставраторами). После разрушений военного времени реставрационные работы с 1945 г. возглавлял архит. А. Л. Ротач. С 1947 по 1950 г. в соборе проходила консервация настенной живописи, в 1954-1958 гг. под рук. Я. А. Казакова - реставрация живописи в центральном нефе, в 1959-1963 гг. восстанавливали живопись зап. части собора и центрального купола. В те же годы под рук. Е. В. Поповой осуществлена реставрация витража. С 1956 по 1963 г. восстанавливали внутреннюю мраморную облицовку стен, с 1967 г.- наружную облицовку. 23 июня 1957 г. музей был вновь открыт для посетителей, в 1963 г. он получил статус Гос. музея-памятника.
17 июня 1990 г., в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, первую после 1928 г. Божественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 6 нояб. 1990 г. Патриарх Алексий II служил в И. с. великую вечерню и благодарственный молебен в связи с возвращением городу его исторического названия. В 1998 г. реставрирован алтарный витраж. 4 янв. 2000 г. в соборе был установлен и освящен митр. С.-Петербургским и Ладожским Владимиром воссозданный престол главного алтаря из итальянского мрамора. С 12 сент. 2002 г. в соборе, сохраняющем музейный статус в составе «Музея 4 соборов», регулярно совершаются службы в Александро-Невском приделе. В 2011 г. пасхальное богослужение в И. с. возглавил митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).